- Туннели
-
7.4.17. Туннели (начальная и конечная их точки) отчетливо распознаются на аэроснимках, так как здесь железнодорожный путь прерывается. При стереоскопическом просмотре видно, что железная дорога как бы «втыкается» в препятствие. Заметна светлая облицовка портала, отображаемого на плане, в соответствии с натурой, знаком подпорных стенок - круто наклонных или совсем отвесных, укрепленных бетоном или камнем. На планах масштаба 1:5000 для обеспечения последующих картосоставительских работ требуется поместить характеристики туннеля - его высоту, ширину и длину. Эти сведения получают в управлениях железных дорог.
7.4.18. Аэрофотоизображение железной дороги прерывается и у так называемых галерей и селеспусков. Галереи, напоминающие открытый сбоку туннель, сооружают на краю скалы, косогора или крутого откоса в местах, где есть опасность обвалов и камнепадов. Селеспуски представляют собой прочный искусственный «лоток» над дорогой. Их строят в местах, где случаются выносы грязекаменных потоков - селей. Галереи и селеспуски показывают по аэрофотоизображению, например, линиями контура, и сопровождают черными пояснительными надписями: «галерея», «селеспуск». Целесообразно указывать и материал сооружения.
7.4.19. Различные железнодорожные постройки станционных, путевых и вспомогательных постов, блокпостов, сторожевых и стрелочных будок, дома путевых обходчиков и жилые здания ремонтных рабочих (казармы), располагающиеся в полосе отвода железных дорог, выглядят на аэроснимках как обычные здания. Так их и дешифрируют, а при наличии места сопровождают сокращенными надписями, например: «пут.п.», «Б», «бл.-п.» и др. На перегонах в малоориентирной местности желательно дать полные названия этих объектов, например: «пут.п. 252 км», «каз. 89 км», «бл.-п. Овражный» и т.п. Установить эти названия и расшифровать назначение железнодорожных построек позволяет использование нормальных продольных профилей пути.
7.4.20. Важными объектами дешифрирования являются локомотивные депо, которые по их форме в плане бывают прямоугольными, веерными (дугообразными или полукруглыми), ступенчатыми. Кроме весьма характерных очертаний, дешифровочным признаком депо являются входящие в них рельсовые пути. У веерных депо они размещаются радиально, у ступенчатых - пучками. Их отображают на планах в соответствии с натурой, а у знака здания самого депо (или внутри него) помещают черную надпись «депо».
Смотри также родственные термины:
7.8.19. Туннели и подземные участки каналов сооружают при пересечении трассой канала возвышенностей или других каналов, расположенных на дамбе. На аэроснимках канал здесь обрывается, как бы «воткнувшись» в препятствие. Заметна бывает обычно светлая облицовка портала (оголовка). В зависимости от величины туннеля, его внешних очертаний и размеров самого канала, туннели на планах отображают знаком канала или канавы, проходящих через трубу, либо показом самого портала и сопутствующих подпорных стенок и других сооружений, а также подземного участка канала. Во всех случаях рекомендуется дать черную пояснительную надпись «туннель».
7.8.20. На некоторых каналах встречаются различные сопрягающие сооружения: быстротоки, ступенчатые перепады, перепады с водобойным колодцем или смешанного типа, а также сбросы консольные. Все их дешифрируют на аэроснимках, по прямым признакам. При стереоскопическом просмотре хорошо заметно резкое изменение уровня воды, на некоторых объектах - ступенчатость или падение воды, как в небольшом водопаде (демаскируется и уступом, и пеной). При дешифрировании важно передать очертания сооружения, особенности его конструкции, начало и конец быстротока, по возможности - число ступеней на перепаде, материал постройки (толщиной линий условного знака и черной сокращенной пояснительной надписью). Высоту перепада воды следует измерять в натуре или на стереофотограмметрических приборах.
Определения термина из разных документов: Туннели и подземные участки каналов
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.